Концерн MAN, один из крупнейших в мире производителей коммерческого транспорта, начинал свою историю с небольшого сборочного производства. На сегодняшний день грузовые автомобили и автобусы с эмблемой серебристого льва можно встретить на дорогах по всему миру. На пути к международному успеху предстояло справиться с самыми сложными задачами и трудностями развития марки. Концерн MAN внес огромный вклад в развитие технологий производства грузовиков и автобусов и будет продолжать эту хорошую традицию в новом столетии своего существования. Предлагаем вам совершить путешествие во времени и окунуться в вековую историю MAN.
1915
На небольшом сборочном предприятии в городе Линдау на берегу озера Констанц, сегодня известного как Боденское озеро, начинается производство коммерческих автомобилей. В то время завод, учрежденный совместно со швейцарской компанией Adolph Saurer, все еще носил название M.A.N.Saurer Lastwagenwerke.
Здесь производились легкие грузовые автомобили с карданным приводом, а также более тяжелые автомобили с цепным приводом. Всего год спустя производство коммерческих автомобилей перенесли из Линдау в Нюрнберг.
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_img1915_width_800_height_600_dd296ba0fa.jpg)
Иллюстрация: Рекламный проспект компании M.A.N.-Saurer Lastwagenwerke
1924
Мировая премьера: MAN представляет первый в мире грузовой автомобиль с дизельным двигателем прямого впрыска и новое поколение автобусов на специальном низкорамном шасси.
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_img1924_width_534_height_401_1ce5fe1394.jpg)
Иллюстрация: Первый грузовой автомобиль MAN с дизельным двигателем с непосредственным впрыском топлива, 1924 г.
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_img1924_1_width_534_height_401_6db53eb593.jpg)
Иллюстрация: Рекламный проспект автобуса MAN с дизельным двигателем, 1928 г.
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_img1924_2_width_534_height_401_afa6e47631.jpg)
Иллюстрация: Аэрофотоснимок завода MAN в Нюрнберге в 1920-е годы
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_img1930_width_1600_height_800_ea4a70b048.jpg)
1930
В 1930-е годы марка MAN представляет свой первый трехосный грузовик, а также запускает производство троллейбусов. Компания создает самый мощный в мире грузовой автомобиль, оснащенный дизельным двигателем мощностью 140/150 л.с. Наряду с разработкой турбонагнетателей для дизельных двигателей и полноприводного коммерческого транспорта MAN внедряет также конвейерное производство машин.
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_img1930_1_width_800_height_600_2d6521c433.jpg)
Иллюстрация: Экскурсия по Берлину на автобусе MAN, 1929 г.
1939 - 1945
В период Второй мировой войны заводы в Нюрнберге и Аугсбурге становятся объектом прицельных бомбардировок. Компания старается как можно дольше сохранить производство гражданских грузовых автомобилей. В то же время продолжается выпуск танков, автобусов и грузовиков для нужд армии вермахта, например, армейский грузовик «Единый дизель» (Einheitsdiesel) с полным приводом.
В конце 1944 года помещения и станки для производства грузовиков практически полностью разрушены.
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_img1939_width_800_height_600_e91bce96e1.jpg)
Иллюстрация: Стандартный дизельный грузовик – «Единый дизель» (Einheitsdiesel) с полным приводом для немецкого вермахта во время испытаний зимой 1940 года.
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_img1939_1_width_800_height_600_94afe4c6be.jpg)
Иллюстрация: Разрушенный во время войны завод MAN, 1945 г.
1951
Путешествие во времени в 1951 год: цех по производству грузовых автомобилей
Совершите вместе с MAN путешествие в прошлое! Мы перемещаемся в 1951 год. Перед вами производственные цеха MAN, где вы можете понаблюдать за всеми стадиями производства капотного грузовика MAN F8, начиная с первого этапа сборки и до поставки готовых автомобилей.
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_videohistory1_width_1600_height_900_f8f1dbf675.jpg)
1953
В период восстановления и бурного экономического роста Германии легендарные капотные грузовики F8 и автобусы в исполнении MKN с характерной формой капота становятся самым узнаваемым транспортом на дорогах страны.
В области агротехники MAN выпускает пахотные тракторы под маркой MAN Ackerdiesel, предназначенные, прежде всего, для сельского хозяйства и деревообрабатывающей промышленности, некоторые из которых эксплуатируются до сих пор.
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_img1953_width_534_height_401_8c4b1c042f.jpg)
Автобус MAN тип MKN26
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_img1953_1_width_534_height_401_2570b8d032.jpg)
Иллюстрация: Легендарный капотный грузовик MAN F8 на улицах города
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_img1953_2_width_534_height_401_010264f422.jpg)
Иллюстрация: Трактор MAN во время работы
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_img1950_width_1600_height_800_7ff93092c3.jpg)
1955
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_img1950_1_width_800_height_600_a27ba6f937.jpg)
Иллюстрация: Официальная фотография первого грузовика MAN, выпущенного на заводе в Мюнхене в 1955 году
До 1954 года тракторы, автобусы и грузовые автомобили выпускаются на заводе в Нюрнберге. В результате увеличения объема производства MAN открывается новый, более крупный завод в Мюнхен-Аллахе.
Первым грузовиком, сошедшим с конвейера завода 15 ноября 1955 года, стал MAN 515 L1. Так начинается новый этап истории MAN.
1965
Всего десять лет спустя со сборочного конвейера завода сходит уже 100-тысячный грузовик. В этот период грузовые автомобили с широким капотом и вынесенной вперед кабиной, получившей название «Пухлая щека» (Pausbacke), стали самой узнаваемой техникой на улицах и стройплощадках страны.
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_img1965_width_800_height_600_5ed3566140.jpg)
Иллюстрация: Презентация грузовика MAN на выставке BAUMA в Мюнхене
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_img1965_1_width_800_height_600_7070bc44ab.jpg)
Иллюстрация: С конвейера завода в Мюнхене сходит 100-тысячный грузовик MAN
1971
В начале 1970-х годов в собственность MAN переходит компания Büssing.
С этого времени логотипом MAN становится брауншвейгский лев. В результате сотрудничества с французским производителем коммерческих автомобилей Saviem, а позднее и с концерном Volkswagen, MAN запускает совместное производство и сбыт легких грузовых автомобилей.
В 1978 году грузовик MAN 19.280 получает титул «Truck of the Year», за которым последуют и другие награды и премии.
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_1973img_width_800_height_600_f0db0d498a.png)
Иллюстрация: Логотип фирмы Büssing с изображением брауншвейгского льва
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_1973img1_width_800_height_600_49aa4d1784.jpg)
Иллюстрация: MAN 19.280 становится первым грузовым автомобилем MAN, удостоенным звания «Truck of the Year»
1980
В 1970-х и вплоть до 1980-х годов MAN активно расширяет свое присутствие на международном рынке. Мюнхенский производитель коммерческого транспорта производит и продает грузовики и автобусы в том числе в Южной Африке, США и Турции. Кроме того, благодаря приобретению марок ÖAF, Gräf & Stift и Steyr компания существенно увеличивает свои производственные мощности в Австрии.
С выпуском машин серии G90, M90 и F90 компания MAN создает семейство грузовых автомобилей, состоящее из легких, средних и тяжелых грузовиков. Аналогичная классификация сохраняется и по сей день.
1992
MAN представляет туристический автобус MAN Lion's Star FRH 442. В 1994 году он получает награду «Coach of the Year».
Производство автобусов осуществляется на бывшем заводе компании Büssing в Зальцгиттере, который компания MAN приобрела еще в 1971 году.
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_1992img_width_800_height_600_225f824589.jpg)
Иллюстрация: Туристический автобус MAN Lion's Star FRH 442 удостоен премии «Coach of the Year»
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_1992img1_width_800_height_600_f4cae381c0.jpg)
Иллюстрация: Производство автобусов MAN на бывшем заводе компании Büssing
2000
На рубеже нового тысячелетия MAN выпускает автомобиль серии TGA и устанавливает новые стандарты в сегменте тяжелых грузовиков. В 2001 году новая серия грузовиков получает награды «Truck of the Year» и «iF product design award».
В том же году компания приобретает марку NEOPLAN, специализирующуюся на производстве автобусов премиум-класса.
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_2000img1_width_800_height_600_3ddb55a378.jpg)
Иллюстрация: Три поколения автобусов NEOPLAN
2005
MAN представляет новую серию грузовых автомобилей TGL и TGM легкого и среднего класса. Этот период ознаменован также выпуском нового поколения дизельных двигателей с инновационной системой Common Rail и подключаемого гидропривода MAN HydroDrive®.
Продолжает успешно развиваться сегмент автобусов – модель MAN Lion’s City завоевывает премию «Bus of the Year»
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_2005img_width_800_height_600_2acf6b4cf6.jpg)
Иллюстрация: Новое поколение двигателей – D20 Common-Rail
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_2005img1_width_800_height_600_ac7a79d379.jpg)
Иллюстрация: TGM, TGA и TGL: семейство грузовых автомобилей MAN легкого, тяжелого и среднего класса
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_2007img_width_1600_height_800_added2fa73.jpg)
2007
На смену устаревшей серии TGA приходят два новых тяжелых грузовика модельного ряда TGX и TGS, благодаря чему MAN делает очередной шаг в истории развития международных транспортных решений. В 2008 году новые грузовики получают награду «Truck of the Year» и становятся номинантами национальной премии Германии в области дизайна. Грузовой автомобиль с двигателем V8 мощностью 680 л. с. признан самым мощным серийным грузовиком, производимым в Европе.
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_2007img1_width_800_height_600_34e2c7e0b5.jpg)
Иллюстрация: Двойной успех TGX и TGS – новая линейка тяжелых грузовиков MAN
2010
Запускается серийное производство четвертого поколения городских автобусов MAN с гибридным приводом Lion's City Hybrid. Благодаря ультрасовременному гибридному приводу модель Lion's City Hybrid экономит до 25% топлива и в 2011 году завоевывает премии «ÖkoGlobe» и «Red Dot Design Award».
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_2010img1_width_800_height_600_a6ae87783e.jpg)
Иллюстрация: Автобус MAN Lion’s City Hybrid – начало серийного производства четвертого поколения городских автобусов MAN с гибридным приводом
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_2010img2_width_800_height_600_eee90d8f49.jpg)
Иллюстрация: Автобусы MAN с гибридным приводом на улицах европейских городов
2012
На международной автомобильной выставке IAA 2012 компания MAN представляет новую технологию Евро-6 для грузовиков и автобусов. Обновленное семейство моделей TG предстает с новым дизайном логотипа: впервые изображение льва переместилось на более заметную позицию — над надписью, благодаря чему силуэт льва стал выглядеть динамичнее.
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_2012img1_width_800_height_600_42c8536c23.jpg)
Иллюстрация: Семейство MAN TG после инновационного рестайлинга
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_2012img2_width_800_height_600_3740117f82.jpg)
Иллюстрация: Производственный цех на заводе в Мюнхене
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_2014img_width_1600_height_800_e1b12ff4ca.jpg)
2014
MAN представляет новейший флагманский грузовик TGX D38. «Сердцем» этой модели является инновационный рядный 6-цилиндровый двигатель D38 с рабочим объемом 15,2 л., который представлен в версиях мощностью 520, 560 или 640 л. с.
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_2014img1_width_800_height_600_59e8c2d657.jpg)
Иллюстрация: Благодаря индивидуально разработанной трансмиссии MAN TGX D38 объединяет высокую мощность и эффективность.
2016
Мировые премьеры. Помимо выпуска туристического автобуса NEOPLAN Tourliner и многочисленных обновлений модельного ряда грузовиков TG, мюнхенский концерн MAN впервые выходит на рынок легких коммерческих автомобилей. Благодаря новому MAN TGE с допустимой полной массой от 3,0 до 5,5 тонн MAN становится поставщиком полного модельного ряда и комплексного пакета услуг, готовым предложить решение для любой транспортной задачи. Кроме того, концерн представляет новые концепции в области электромобильности и цифровых решений.
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_2016img1_width_800_height_600_f39bb3c95c.jpg)
Иллюстрация: Весь спектр продукции: новая линейка грузовых автомобилей MAN охватывают диапазон от 3 до 44 тонн – полный модельный ряд
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_2016img2_width_800_height_600_7eaaecebbc.jpg)
Иллюстрация: Премьера на выставке IAA: туристический автобус NEOPLAN Tourliner удостоен награды iF design award 2017
2017
5 июля в Санкт-Петербурге состоялось открытие собственного филиала производителя MAN и самого современного сервисного центра компании в Восточной Европе площадью 28 100 кв.м, способного обслуживать 24 грузовика одновременно. Центр оснащен самым современным сервисным оборудованием, среди которого есть, например, стапель с силовой ямой для правки рам и кабин грузовиков всех классов, кузовных элементов автобусов, а также уникальная покрасочная камера для покраски кабин и спецнадстроек грузовых автомобилей, кузовных элементов автобусов.
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_2017img1_width_800_height_600_b998548401.jpg)
Иллюстрация: Собственный филиал MAN в Санкт-Петербурге
![](https://man-production.storage.yandexcloud.net/2400_2017img2_width_800_height_600_006a49b149.jpg)
Иллюстрация: Собственный филиал MAN в Санкт-Петербурге
2018
2018 год стал одним из самых успешных в истории компании MAN в мире. В России год был полон ярких событий и способствовал укреплению позиций бренда MAN на российском рынке. По результатам продаж 2018 года MAN в России занял третье место среди европейских производителей в категории «Грузовики» и первое место в категории «Автобусы». MAN Lion`s Coach был признан лучшим туристическим автобусом года в России, а оригинальное масло MAN стало неотъемлемой частью комплексного транспортного решения.
Книга «MAN: История и современность»
Читайте книгу в электронном формате.